Формы научения собак

Формы научения собак

Формы научения собак


С момента своего рождения все собаки становятся учениками школы – Жизни, где учителями выступают условия существования, разнообразные формы научения, которые придумывают на своих уроках все новые и новые, совсем не простые задачи. И второгодников в этой школе не бывает. Оказывается, даже такие консервативные явления, как безусловные рефлексы, и те могут изменять свои свойства в процессе жизнедеятельности.

Чтобы вырасти и выжить, молодому организму нужно уметь своевременно менять свое поведение, быстро запоминать и долго помнить, но, когда это нужно, и быстро забывать. Под научением у животных принято понимать приобретение и накопление в процессе жизнедеятельности индивидуального опыта, который обнаруживается в виде адаптивных (приспособительных) изменений в поведении.

Анализ формы научения, дрессировка собак
Анализ формы научения, дрессировка собак

Анализ формы научения

Пока еще нет единого мнения, что же лежит в основе научения, но большой популярностью продолжает пользоваться понятие «условного рефлекса» (временной связи) Павлова. И, с этой точки зрения, формы научения могут быть охарактеризованы как различные способы образования временной связи. В связи с тем, что специальная литература по дрессировке анализирует законы образования классических условных рефлексов по Павлову как своей теоретической и практической основы, хотелось, бы напомнить, что в реальных условиях научение происходит и в других формах, которые в некоторых случаях могут быть болee эффективны с точки зрения физиологичности и быстроты образования нужного поведения.

Использование нетрадиционных приемов может оказаться более эффективным при воспитании молодых собак или в случае неудачи при отработке приема традиционными методами. В любом случае расширение сортимента приемов, применяемых в дрессировке, даст возможность выбора более приемлемых способов.

Негативные формы научения

Считают, что негативное научение в разной степени может распространяться на самые различные рефлексы, например охотничьи и оборонительные. Наверное, нужно приучить собаку безразлично относиться к кошкам и своим собратьям, особенно если они находятся на противоположной стороне улицы. В этих случаях подкреплением нежелательного поведения, делающим его более вероятным в будущем, является пробежка зa кошкой, игра с собакой или выяснение отношений с ней, причем закончившееся победой. В этом случае уместно привести еще одно определение привыкания – процесс постепеннного ослабления врожденной реакции в результате повторных применений раздражителя, не сопровождаемый подкреплением.

Негативное научение собаки, привыкание
Негативное научение собаки, привыкание

Следовательно, в описанных ситуациях, да и в других тоже, для ускорения привыкания следует найти то, что подкрепляет поведение, и устранить его или не допустить, особенно если это отрицательное подкрепление. Например, вы пришли заниматься на дрессировочную площадку. Незнакомое место, большое количество собак, людей и необычных сооружений – снарядов, естественно, вызовут у молодой собаки ориентировочную реакцию. И вы должны как можно быстрее снизить эту реакцию, иначе обучение на площадке будет затруднено. В этом случае ваша задача прежде всего заключается в недопускании болевых воздействий в результате драк с другими собаками, падений со снарядов, ваших ударов и других сильных воздействий.

Старайтесь чаще бывать на площадке, просто прогуливаясь. Если ваша собака панически боится снарядов,- или потому, что увидела их впервые, или потому, что имела печальный опыт знакомства с ними, сделайте так, чтобы нахождение собаки рядом со снарядом доставляло ей удовольствие, т. е. необходимо воспользоваться положительным подкpеплением: играйте с собакой в непосредственной близости со снарядами, отдыхайте, устраивайте импровизированное «место» для собаки или подкармливайте ее лакомством. На следующем этапе приступают к преодолению препятствий, и уже трудно отделить привыкание от условнорефлекторного научения.

Виды мотивации собаки: какие бывают и как развить мотивацию собак?
Виды мотивации собаки: какие бывают и как развить мотивацию собак?

Мотивация собак

В качестве первого способа преодоления препятствий используют сильные положительные мотивации, т. е. создают такие условия, чтобы возникло у собаки желание и необходимость самой преодолеть снаряд для достижения положительного для нее результата. Если вы хотите использовать пищевую мотивацию, то собака должна быть очень голодна, т. е. чтобы пищевая мотивация была более сильной, чем оборонительная. Но можно использовать игровую мотивацию, преодолевать снаряды, играя с собакой (в «догоняжки», с палочкой), или социальную мотивацию (воссоединение стаи), желание собаки быть рядом с вожаком, когда для того, чтобы приблизиться к хозяину, необходимо преодолеть снаряд или, наконец, активно-оборонительную мотивацию,- когда для того, чтобы настичь врага-нарушителя, тоже необходимо преодолеть препятствие-снаряд.

Обучение или привыкание? Негативное научение
Обучение или привыкание? Негативное научение

Обучение или привыкание?

Говоря о привыкании, трудно дать более конкретные рекомендации по использованию этой формы научения в воспитании и дрессировке, хотя бы потому, что основные моменты негативного научения – сила раздражителя и количество его предъявлений – определяются в зависимости от характера нервной системы собаки. Как вы знаете, раздражитель одной и той же величины может быть сверхсильным для щенка и быть слабым для взрослого кобеля черного терьера. Поэтому будьте бережны по отношению к своей собаке, постепенно увеличивайте силу применяемых раздражителей и внимательно следите за ее реакцией. Если собака неоднократно демонстрирует пассивнооборонительную реакцию, значит, на одном из этапов вы совершили ошибку.

 

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: